Россия, Выборг, парк «Монрепо»

Путешествие за вдохновением в Государственный историко-архитектурный и природный музей – заповедник «Парк Монрепо», г. Выборг. 

Музей – заповедник был образован в 1988 году, но имение Монрепо и пейзажный парк родились гораздо раньше. Общая территория заповедника – 163 гектара: из них 32 гектара – пейзажный парк и 131 гектар лесного массива.

Ворота, через которые мы входим в парк, выполнены в неоготическом стиле. В 1950-х годах исторические ворота Монрепо были утрачены, но были воссозданы по проекту выборгского архитектора Виктора Дмитриева в1982 году. В целом они повторяют оригинальный проект, но имеют отличие именно в декоративной отделке. Нет на них и герба рода Николаи.

Герб баронов Николаи, создателей Монрепо, с девизом: «Выдерживай и воздерживайся», служил украшением тех, старинных, утраченных в пятидесятые годы усадебных ворот. По обе стороны от усадебных ворот идет невысокая гранитная ограда, названная «Китайской стеной». Она отделяет пейзажный парк – произведение садово-паркового искусства – от лесного массива.

Выбрать и забронировать отдых можно здесь.



Booking.com

Первые работы по созданию парка связаны с Петром Алексеевичем Ступишиным – обер-комендантом Выборгской крепости. С помощью солдат Выборгского гарнизона была проделана огромная работа по расчистке территории будущего сада от гранитных валунов, затем была произведена подсыпка благородной почвы, построены колодцы и т. д. В усадьбе были построены жилые здания, большая оранжерея…

Ступишин владел имением с 1760 по 1782. Большинство исследователей Монрепо считают, что ступишинский парк был создан по законам регулярного французского сада. К сожалению, ни усадебный дом, ни оранжерея не сохранились. Не знаем мы и то, как выглядел Пётр Ступишин. Не осталось ни одного его портрета…

Следующий этап истории Монрепо связан с именем принца Фридриха Вильгельма Карла Вюртембергского. Владея Монрепо около двух с половиной лет, он много успел сделать: дал название парку («Mon Repos», франц. «Мой отдых»), продолжил создавать сад, но уже в английском (пейзажном) стиле, построил новый усадебный дом. 

Таким образом, парк начал приобретать черты того Монрепо, которое войдет в сокровищницу европейского садово-паркового искусства и станет (по словам путешественника середины XIX века), «идеалом северного сада».

И вот у парка опять новый хозяин – в 1788 г. Людвиг Генрих фон Николаи купил у принца Фридриха Вюртембергского право владения имениями Монрепо, Лийматта, Фрейденхоф (Науласаари). В1802 г. Барон Л. Г. Николаи получает в вечное и потомственное владение свои имения под Выборгом…

В 1803 году Л. Г. Николаи вышел в отставку и поселился в Монрепо. Его жизнь заполнилась заботами о своем парке, интенсивным литературным творчеством и обширной перепиской… Поэму «Имение Монрепо в Финляндии.1804» начал писать зимой 1803-1804 гг. Задуманная им как путеводитель по саду, написанная для круга близких друзей и знакомых на немецком языке, оказалась самостоятельным литературным произведением.

Поэма написана пятистопным ямбом (белым, т. е. нерифмованным стихом), что вполне соответствовало поэтической норме для описательной поэзии, поскольку воспринимается как наиболее близкая к разговорной речи. В России поэму заметили только в 1864 году, когда в детском журнале «Семейный вечер» появился русский перевод отрывка поэмы. И пройдут еще более ста лет, прежде чем поэма дождется, наконец, своих достойных переводчиков и ценителей.

«Мы надеемся, что новый перевод, выполненный одним из лучших знатоков истории Выборга  Михаилом Костоломовым, поможет лучше узнать и текст Людвига Генриха Николаи, и сам парк Морепо…» — пишут в статье «От составителей» к первому в России отдельному комментированному изданию поэмы Л. Г. Николаи «Имение Монрепо…» — Ефимов М. В. И Мошник Ю. И. (2011 г.) Поверьте, поэма Л. Г. Николаи до настоящего времени, поистине остается лучшим «литературным комментарием» к парку Монрепо…

Но вернемся к парку. У главных усадебных ворот перед нами стенд с картой. Условно территория парка поделена на зоны: южная часть, центральная часть, западная и восточная.

В южной части парка находятся: Главный усадебный дом, скульптура «Лев», библиотечный флигель, кафе…                                 В восточной части – Обелиск братьев Броглио, кедр «Лира» китайские мостики, колонна двух императоров, знаменитый «Падающий камень»…                                                                              В центральной части: чайная беседка, популярная «Липовая корзина», пристань…                                                                                  В западной части: источник «Нарцисс», «Грот желаний», скульптура «Вяйнямёйнен, играющий на кантеле», а через несколько метров мы увидим семь гранитных ступеней, которые приведут нас на небольшую площадку, а называется она «Конец света»…

Хотелось бы заострить внимание на источнике «Нарцисс», пользующийся особой популярностью среди посетителей парка, вода источника славится не только особым вкусом, но и наделена целебной силой… В своей  поэме Л. Г. Николаи рассказывает легенду о любви пастуха Ларса к прекрасной нимфе Сильмии. Любовь, вспыхнувшая в сердце юного Ларса, была так велика, что при встрече с ней он немел, а Сильмия, не зная ничего о его чувствах, оставалась равнодушной…

Ларс сильно страдал, проливая горькие слезы, безмерно тосковал от безответной любви… Его козочки, оставшись без внимания хозяина – также страдали, из шести – их уже осталось всего три, а Ларс все плакал и плакал… И вот случилась беда – Ларс ослеп… Когда Сильмия узнала, что причиной его слепоты была неразделенная любовь Ларса к ней, она решила ему помочь. Обратившись к Солнцу, она просит исцелить бедного пастуха, и в тот же момент, из скалы появился чудесный ключ, струящийся на Восток.

(По древнему финскому поверью, вода, бегущая с запада на восток – целебная). Ларс умылся этой водой – и прозрел.  Он стал искать Сильмию, но нигде ее не находил: она превратилась в родник. И каждый день Ларс приходя к источнику, благодарил ее за свое исцеление…

Эта красивая легенда притягивает всех посетителей парка к этому роднику и невольно обязывает каждого поклониться и прикоснуться к источнику, чтобы проверить его чудодейственную силу и в знак благодарности бросают монетку в небольшой бассейн: а вдруг поможет…

Мы посетили источник «Нарцисс», но есть предположение, что первым его названием было «Сильмя» («Silma», фин. «глаз»), тогда становится понятным, почему создавая свою поэму, Л. Г. Николаи назвал родник «Источником Сильмии».

А мы отправляемся дальше…                                                              «За нежным лугом и за перелеском                                                      Ты углубишься в дебри; там в глуши,                                             Узреешь хижину святого брата.                                                      Отшельник, скромен и благочестив,                                                          Построил келью из стволов древесных                                                   И берестой обшил, украсил стены                                                Иконами, но   к башенке монаха                                                                Не бронзовый, а только деревянный                                        Подвешен колокольчик…»

Итак, мы по прямой широкой тропе, уходящей вправо, идем к небольшому пруду, а через него перекинут маленький бревенчатый мостик. Нам надо пройти еще по одному мостику, чтобы попасть на небольшой островок. На этом островке, когда-то стояла скромная деревянная «Хижина отшельника». Но эта экспозиция – утрачена,  она сгорела в XIX веке, фотографий нет. А жаль…

Выбрать и забронировать отдых можно здесь.  https://www.booking.com/apartments/index.html?aid=1572322

Следуем дальше. Спускаемся по деревянным ступеням третьего мостика, поворачиваем налево, смело проходим вдоль скал и перед нами «Грот желаний». Считается, что если, войдя в него, загадаешь желание – оно непременно исполнится… Проходим его насквозь (это всего два-три шага), загадываем желание и… попадаем в царство скал. Это поистине обворожительно: мы видим борьбу деревьев и скал наяву: старая ель, обвивая корнями скалу, упирается в землю, пытаясь удержать огромную скальную глыбу, вонзившуюся в ее ствол…

«Пройдем теперь в тот крайний уголок                                                  Долины все сужающейся, где                                                         Ущелье рассекло скалы твердыню.…

Внизу стоит на валуне огромном…»                                                   Скульптура «Вяйнямёйнен, играющий на кантеле» в ущелье Святого Николая. Опять загадка: почему в ущелье, в котором стоит «Вяйнямёйнен…», называется ущельем Святого Николая? Ответ прост: Л. Г. Николаи хотел поставить скульптуру Святого Николая – покровителя рода Николаи, но при жизни этот замысел не осуществился, а когда его сын – Павел Николаи стал владельцем усадьбы, он поставил статую героя «Калевалы», а название ущелья оставил прежним.

Очевидно, Павел Николаи принял решение об установлении скульптуры «Вяйнямейнен, …»  после того, как финский ученый Элиас Лённрот, записавший множество песен, объединил их в сюжетно завершенную поэму из 50 глав (рун) и назвал «Калевала».

Калевала – родина героев, имя страны, в которой живут богатыри Вяйнямёйнен и Ильмаринен. Имя Вяйнямёйнен образовано от финского слова «река» — он «вещий песнопевец» — творит мир при помощи заклинаний. Он знает руны – заговоры и может творить чудеса, извлекая волшебные звуки из кантеле, покоряя себе всю природу…

И вот по гранитным ступеням мы поднимаемся на небольшую площадку, которая называется «Конец света», но на самом деле здесь заканчивается исторический парк – дальше начинается лесной массив… Мы прошлись по западной части парка, впереди еще много интересного… Путешествие по парку продолжается…

Выбрать и забронировать отдых можно здесь.

https://www.booking.com/bed-and-breakfast/index.html?aid=1572322

Автор Наталия Харланова.

Фото Автора.

 

Россия, Выборг, парк «Монрепо»: 2 комментария

  1. Спасибо,Наталья Фирсовна, очень поэтично и интригующе написан очерк, на мой взгляд, даже захотелось немедленно погулять там

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.