Парк Монрепо в Выборге, путешествие за вдохновением.

Яндекс.Погода

Путешествие за вдохновением в Государственный историко-литературный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо», г. Выборг.  (2-я часть, продолжение).

Источник «Нарцисс» — “genius loci” («гений места»)…

Парк Монрепо условно поделен на сектора: южный, северный (центральный), восточный и западный.
Мы начали знакомство с достопримечательностями парка, именно с западной его части, а нашим путеводителем стала поэма Л. Г. Николаи «Имение Монрепо в Финляндии. 1804»
Сегодня мы должны были отправиться дальше, но мы, вновь, возвращаемся в западный сектор, а именно к источнику «Нарцисс»

В поэме два объекта парка получили особое внимание: авторские легенды – это источник Сильмии (ныне источник «Нарцисс»), и история о короле Эрике XIV, якобы заточенном в башне на острове Монрепо. (Башня-руина была задумана Л. Г. Николаи еще в первые годы после приобретения поместья, но замысел так и не был осуществлен…)

Итак, мы направляемся к источнику «Нарцисс»… Множество легенд витает над ним: авторская – история неразделенной любви пастуха Ларса к нимфе Сильмии, самовлюбленного Нарцисса и городская – «Соловушка». Какой же из них отдать предпочтение?

Мы находимся у источника «Нарцисс». Именно ему посвящено более 1/4 объема поэмы, и на первый взгляд история про бедного пастуха Ларса и прекрасную  нимфу кажется читателю вставным эпизодом, не связанным с парком Монрепо. (подробнее читать здесь)

Но именно в этой вставке, занимающей центральное место в поэме (225-300строк), мы видим отражение важного для создателей парков пейзажного стиля понятия – «гений места», т е.- покровительницы места. А зная то, что Людвиг Генрих Николаи страдал от катаракты и поэтому нуждался не просто в лечении, но и в чудесном его исцелении.

А согласно местным народным преданиям вода, текущая на восток, оказывала благотворное воздействие при болезни глаз. Так, очевидно, появилась имя, данное Николаи нимфе источника – Сильмия (Silmaa, фин.), которое в переводе означает – глаз.

Тогда становится понятным, почему  Э. Руофф предполагает, что «Сильмия была для Монрепо его… «покровительницей места», его хранительницей и подлинной владелицей. Влюбленный в нее Ларс – это сам Людвиг фон Николаи, влюбленный в природу Монрепо…»

Бронируйте свой отдых в любой точке мира по отличным ценам (клик на картинку).

Booking.com


1804 год стал одним из продуктивных и в литературной деятельности, и в обустройстве парка. К этому времени Николаи достаточно хорошо изучил климатические особенности региона, что позволило ему добиться успехов в выращивании цветов и деревьев. Это был успешный период осуществления планов и проектов по дальнейшему преобразованию парка…

О своих планах относительно оформления источника Людвиг Генрих сообщает сыну Паулю в письме: «… прекрасный Нарцисс появится в маленьком «нимфеуме» у источника, который будет построен так, что перед ним получится еще бассейн, из которого желающие смогут черпать воду для промывания глаз»

Но это событие, связанное с построением бассейна, «для промывания глаз» и установка скульптуры Нарцисса в нише источника произошла, вероятно, только в 1820-х годах, уже после смерти Людвига Генриха. Название «Нарцисс» источник, действительно, получил позднее. Что же касается павильона, украшающего источник, то он был выполнен по проекту Огюста Монферана в 1820-х годах… Источник получает новое название, теперь он – «Нарцисс».

Название «Нарцисс» созвучно с греческим глаголом, который можно перевести как «замирать», «цепенеть». Миф о Нарциссе относится к числу, этнологических, то есть, объясняющих происхождение чего-либо. Он рассказывает о появлении на земле широко известного красивого, но холодного цветка.


…Когда-то Нарцисс был прекрасным юношей, сыном речного божества Кефисса и нимфы Лириопы. Еще в детстве прорицатель предсказал юноше, что он счастливо доживет до глубокой старости, если никогда не увидит своего отражения. Нарцисс жил легко и беспечно, увлекался охотой, но даже не подозревал о своей необыкновенной красоте. В него влюблялись женщины, но он отвергал их любовь…

Однажды его увидела нимфа Эхо и полюбила его, она следовала за ним повсюду, но он жестоко отверг ее чувства. Несчастная нимфа сильно страдала и, в конце концов, так истаяла от неразделенной любви, что от нее остался только голос. Богиня правосудия Немезида решила наказать бессердечного красавца за те страдания, которые он причинял другим…

По воле богов Нарцисс, возвращаясь с охоты, захотел пить. Он склонился над прозрачным ручьем – и увидел свое отражение…, его охватила неутолимая и безысходная любовь к самому себе. Он не находил покоя, сильно страдал и вскоре умер от сердечной тоски и тут же превратился в цветок. Так имя Нарцисс стало нарицательным, обозначая самовлюбленного, сосредоточенного на самом себе человеке.

Но существует и другой вариант мифа, в котором рассказывается о том, что у юноши была сестра, очень похожая на него, но она внезапно умерла, тогда Нарцисс стал подолгу глядеть на свое отражение, воображая, что видит свою сестру, и, в конце концов, зачах от печали.

В мифе о Нарциссе объясняется древнейшее представление человека об отражении как границе двух миров – реального и иллюзорного. А приближение к этой границе таит опасность утраты самого себя. Не случайно до сих пор существует обычай: не давать зеркало ребенку до года и завешивать зеркала в доме умершего.

Но по Выборгу рассказывают еще одну легенду: «Соловушка». В авторском путеводителе по Выборгу «Древний Выборг. Легенды и городские истории». Николаев А. С. предлагает читателям не только прогулки по средневековому Выборгу, но и сборник преданий о рыцарских битвах, масштабных сражениях, о средневековом быте, об истории зарождения населения, строительстве города… Среди них городская легенда «Соловушка»

«Много чудес было в саду барона Николаи. Сад Николаи считался жемчужиной среди северных парков Европы. Здесь в северо-западном уголке парка бьет из-под земли чистый, певучий холодный ручей. Вода ручейка испокон считалась священной: лечила, якобы, больные глаза, да помогала неудачникам в любви…» так начинается печальная история о любви дочери цехового купца Айни к красавцу молодцу – Соловушке, который приехал в старый Выборг на торжище из Новгорода.

И так уж случилось,что полюбила Айни Соловушку и встречались они для любовных утех в Монрепо, у ручья…  Продали новгородцы свой товар и уехали, уехал и Соловушка. А Айни не может его забыть: сохнет и чахнет от любви. Прошел год. Вернулся в город Соловушка с новым товаром, и возобновились их встречи с Айни  там же , у ручья, в парке Монрепо. Товар продан и опять уезжает Соловушка в Новгород, а Айни не смогла перенести разлуки, и помутился ее разум…

Нашел ее отец у заветного ручья, но не смог уговорить вернуться домой. Твердит она только одно: «Улетел мой Соловушка, вот здесь и детки наши поют и мне житье — только здесь». Она горько плачет, а вокруг соловьи поют… Велел отец поставить ей деревянную хоромину. С той поры здесь всегда соловьи поют, так утверждают местные жители…

Прошло время: девичьи слезы ручьем расплескались вверх, а соединившись с ручейком, образовали источник. «Вечно будет бить этот источник, ибо вечно будут любить девичьи сердца»,- так заканчивается городская легенда…

Вот такие легенды бродят вокруг источника, которые пробуждают наше воображение, волнуют нашу душу, и дарят нам вдохновение. Какая из легенд более соответствует этому скромному тихому уголку парка – решать вам, уважаемые путешественники.

Но то, что это место особенное и обладает удивительной силой притяжения – это правда: ведь именно сюда направляется и тот, кого томит жажда и тот, кто мечтает вернуть зрение, и тот, у кого ранены душа и сердце…, и те, кто просто прогуливается по парку, поистине – «genius loci»…
Автор Наталия Харланова
Фото Сергей и Оксана Цисарь, Наталия Харланова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.